Курбан Бердыев - удивительный человек. Он делает результат, но в ограниченном пространстве одного чемпионата. Он хороший тренер, но с определёнными футболистами и с определённым стилем игры. Он молчалив и спокоен, но при этом скорее отталкивает, а не привлекает. Он человек азиатской формации и менталитета, прививающий своим подопечным футбол, в котором главным является не яркое зрелище, а тусклая и неприметная работа. В отличие от реального футбола в исполнении азиатских команд, который порой впечатляет своей атакующей смелостью, "азиатский" футбол Бердыева - долгоиграющая жвачка, которую хочется побыстрее выплюнуть.
Наблюдая за тем, как "Ростов" старательно побеждает "Зенит", я думал о том, хорошо или плохо то, что клуб Курбана Бердыева, возможно, станет чемпионом страны. Да, наверное, это хорошо, даже отлично для болельщиков "Ростова", для города, для области, для футболистов и работников клуба. Но хорошо ли это для футбола в нашей стране?
Успехи скромного тренера из Татарстана пришли ещё в далёком 2008 году. Сборная России, показав искромётный, свежий, вдохновляющий футбол, дошла до полуфинала Чемпионата Европы, и игроки национальной команды вернулись в родные пенаты, чтобы продолжить выявлять сильнейшего. Курбан Бердыев уже тогда был на коне, с самого начала сезона демонстрируя правильный, отточенный, линейный футбол, в котором каждый знал своё место и свой манёвр, каждый чётко выполнял предматчевую установку и слушался тренера во всем. "Рубин" восхищал геометрически выверенными линиями, скоростью контратаки, умением добиваться результата. "Рубин" стал чемпионом страны в 2008, затем защитил титул в 2009. Только вот сборная в первенстве страны с таким лидером постепенно деградировала. Сборная затухала и скисала, и даже жизнерадостный гений Хиддинка не мог привести её в чувство. Ведь футбол таков, каков чемпионат, кто задаёт тон, кто указывает направление. В моду пришла игра, подчиняющаяся не созиданию, а разрушению, игра, в которой на первом месте был не процесс, а результат. Бердыев напоминал школьного хорошиста, который никогда не оскорбит соперника, который старательно заучивает правила, для того, чтобы от них не отходить ни при каких обстоятельствах. Футбол Курбана Бекиевича напоминал зафиксированную на планшете схему, игроки ждали ошибок соперника даже тогда, когда бесперспективность ожидания становилась ясна абсолютно всем. Апофеозом бессилия команды стал матч первого тура Лиги Чемпионов сезона 2010 - 2011 года, в котором "Рубин" унизительно проиграл датскому "Копенгагену", весь матч бесцельно катая игровой снаряд. Тренер же датчан перед поединком уверенно сказал, что одержит победу над российским клубом, и выиграл. За всем этим наблюдать было просто скучно и неинтересно.
Нынешний "Ростов" - это просто реинкарнация того самого, сезона 2008 - 2009 годов, "Рубина". Наверное, если попадёт в Лигу Чемпионов, он одержит пару громких побед над "Баварией", "Барселоной" или "Реалом", затем не выйдет из группы, а через пару лет снова превратится в середняка, которым, собственно говоря, и является. Потому что только прыгнув выше головы, оказавшись выше радуги можно ощутить всю радость и счастье полёта, можно понять, что такое настоящая жизнь - Жизнь, полная искромётной радости и безудержного веселья.
Рождённый ползать летать не может - эта прописная истина известна всем и каждому. И оправдывать унылое улиточное топтание на месте тем, что в этом тоже есть своя красота и прелесть, что хорошая улитка, умеющая ползать туда, куда надо, значительно лучше, чем свободная птица, парящая в небесах - это просто обманывать себя и других. Да, Бердыев хороший тренер, возможно, даже лучший в стране на сегодня, но всегда ли лучший значит любимый, интересный, живой?
Я желаю Курбану Бекиевичу когда-нибудь в своей жизни заглянуть в звёздное небо над головой и наконец-то понять бесконечность внутри себя. Потому что футбол - это не зажатый в четырёх стенах мячик, надоедливо прыгающий туда-сюда по заранее продуманным маршрутам. Футбол - это запредельность Вселенной, это безграничность Пространства, это бездонная глубина Космоса. Футбол - это Мечта, в которой нет места серости и обывательщине.
У каждого из нас есть свои особенности. Даже походкой мы отличаемся друг от друга. Разные прически, телосложение, манера общаться. Но, вместе с тем, всегда есть люди, которые незаметны в толпе, скучны и неинтересны. Взгляд не останавливается на них и безразлично скользит мимо. Мы смотрим на тех, кто привлекает нас, и не обязательно внешне. Не менее важна и внутренняя красота, вызывающая симпатию. Не менее важно обаяние личности, свет, исходящий из самого сердца.
Энди Маррей с самого начала своей карьеры был скучным теннисистом. В 2008, выиграв у Федерера, он подвергся резкой критике от теннисного маэстро за то, что слишком оборонительно играл. И услышать такое от Роджера означает лишь то, что это – правда. Ведь даже про Надаля многократный победитель турниров Большого Шлема такого не говорил.
Шотландец на самом деле игрок, который подстраивается под соперника. У него нет стиля, нет харизмы, нет изюминки, которая выделяла бы его в туре. Наблюдая матчи с его участием, остаётся только скучно зевать и отмахиваться от экрана. Он похож на назойливую муху, зудящую под самым ухом.
Как-то в одном из своих блогов я назвал Рафаэля Надаля выдающейся посредственностью -
http://красотаспорта.рф/blog/vydajushhajasja_posredstvennost/2015-06-09-4. И, действительно, несмотря на то, что испанец не нравится мне своим стилем игры – этот стиль у него есть! Да, он играет от обороны, но КАК порой он это делает! Да, он делает всё, чтобы быть неудобным для противника, но при этом, наблюдая за его победами, испытываешь чувство досады, неудовольства, злости. Он, как «Чёрный квадрат» Малевича, привлекает внимание. Он действительно выдающаяся посредственность.
Энди же просто посредственность. С маленькой буквы и без эпитетов. Пустое место в картинной галерее. Ноль в позиционной системе счисления. Это проявляется во всём – в его беззубой игре ни рыба, ни мясо. Он не умеет ни блестяще защищаться, ни незабываемо атаковать. Он не способен на яркий всплеск достаточно длительное время, и не умеет держать удар. У него «хрустальный подбородок», выражаясь боксёрской терминологией, и отсутствует как класс «нокаутирующий удар». Да, он обыгрывает многих благодаря своей упёртости, часто переходящей в упрямство, своей отрицательной энергией, в которой он черпает силы. Но он – не Чемпион, и даже не Талант. Он – простой работяга, и удары он выполняет так, как будто мешки ворочает. Со скрипом, с натягом, из последних сил. Нет, не потому, что устал. А просто потому, что у него нет вдохновения, нет творческого порыва, нет искры в душе. Он похож на шахматную компьютерную программу, но компьютерную программу из 80-ых, которая проигрывала человеку.
Маррей и внешне выглядит серо и убого. Его несуразность, неуклюжесть, косолапость, нескладная фигура не привлекают, а отталкивают. Внешность типичного шотландца, растрёпанные волосы, но растрёпанность не мачо, а инфантильного ребёнка. Он и ведёт себя на корте как ребёнок: ругается, но так, что это не привлекает ничьё внимание, не умеет собраться, постоянно обменивается взглядами со своими тренерами, в том числе Амели Моресмо. Само наличие тренера-женщины в его команде говорит о многом, и вовсе не потому, что она – плохой тренер. Просто для его мягкотелого и слабого характера это – пример слабости.
В финале Открытого Чемпионата Австралии на фоне Энди Маррея Новак Джокович смотрелся, как греческий бог на фоне простого смертного. Стройный, изящный, подтянутый Новак напоминал древнего олимпийца – бегуна, атлета без недостатков, идеального и непобедимого. Он играл просто блестяще, и заслуженно завоевал очередной титул. Но радость от победы немного омрачило то, что его соперником по ту сторону сетки был теннисист, который войдёт в историю как самый скучный в истории. И я желаю Джоковичу и другим ярким мастерам ракетки, чтобы они не брали пример с Маррея. И даже немножечко стыдно, что шотландец является олимпийским чемпионом и выиграл два турнира из серии Большого Шлема. Потому что хочется, чтобы серости в нашей жизни было как можно меньше, а больше солнца и голубого неба!
Шарапова снова проиграла Вильямс. Это ужасно обидно, но в то же время понимаешь, что Маша – всё равно лучшая. Как говаривал классик: «Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»
Наблюдая за матчем, я не мог отделаться от ощущения, что Сирена Вильямс – настоящий робот. Сейчас она приобрела необходимый игровой опыт, усовершенствовала передвижения по корту. Она атакует, как Федерер, и защищается, как Надаль. Она перестала нервничать и переживать из-за действий соперниц. Она думает только о своей игре, и сразу забывает о собственных ошибках. Она - непобедима, она – идеал теннисистки, и, пожалуй, даже не откажешь ей в красоте стиля. Но всё же есть одно но.
Она НИКОГДА не станет рисковать только ради риска, ради изящества, ради зрелища. Она рискует тогда, когда нужно, тогда, когда может выиграть. Её стиль – стиль удава, хладнокровно наблюдающего за собственной жертвой. У неё нет игровой философии, кроме одной – победа, победа и только победа!
Она блестяще использует собственные данные: среднего роста, достаточно высокая, чтобы хорошо подавать, но при этом и быстро передвигаться по корту. Мощное телосложение, для того, чтобы сильно бить по мячу и придавать ему высокую скорость, но при этом гибкая и пластичная. Она умело экономит силы во время розыгрышей: не бегает там, где не надо бегать, носится, как угорелая, там, где надо. Она умеет всё, и для полного счастья ей осталось взять «Золотой Большой Шлем» (и не удивлюсь, если она его возьмёт в этом году), выиграв все четыре главных теннисных турнира года плюс Олимпиаду.
Но, задаю я себе один очень интересный вопрос: стоит ли это того? Стоит ли ради победы везде и всегда забывать о творчестве, забывать об искусстве тенниса, забывать об Игре с большой буквы?
Все мы хватаемся за сердце и лезем за валерьянкой, наблюдая сражения Марии на корте. Она может выиграть у любого, и проиграть любому, как, наверное, абсолютное большинство российских спортсменов – уж такие мы по менталитету, по своей сущности, по характеру. Разве любили бы мы сборную России по футболу, если бы она, как Германия, разбирала соперников на болтики и винтики до матча, анализировала и потом выносила? Нет, матчем – идеалом, матчем – вершиной мы считаем матч с голландцами, встречу, в которой наши парни безбашенно атаковали, смеясь в лицо сопернику, где рисковали, надеясь на русский авось, где прыгнули выше головы, хотя грамотный и мудрый тренер наверняка сделал бы ставку на игру от обороны. Но Хиддинк понял загадочную русскую душу, хотя сам же и пострадал от этого.
В своё время, перед ответным матчем со сборной Словении в 2009 году местные СМИ писали о том, что в русском характере заложено страдать – о страдании пишут и Толстой, и Достоевский, и другие отечественные писатели и поэты. И поэтому словенцы были уверены в своей победе – ведь они НЕ ТАКИЕ. Они готовы выгрызть глотку, сделать всё ради победы, ради результата. Наши же парни страдали, мучались и проиграли. Страдает и Маша.
Но неужели результат, неужели выигранное очко или проход дальше по турниру важнее самой жизни, важнее дела, которым занимаешься и которое любишь? Неужели в футбол, хоккей или теннис нужно играть только ради того, чтобы выигрывать, а не чтобы наслаждаться самим процессом, который, собственно, и есть самое нутро, суть этих видов спорта? Неужели если ты не выигрываешь всех у вся, то ты - лузер и неудачник, и главное - это "навязать борьбу сопернику", а не играть так, как хочется тебе, и никому больше?
Американцы хорошо научились достигать своих целей – в этом они профи, в этом они безукоризненны и безупречны. Нация людей, которые приехали в Новый Мир для того, чтобы зажить в нём по новому, прежде всего с точки зрения Успеха. Успех возводится во главу угла, Успехом меряют всё и вся, Успех сопровождает американца по жизни. Они восхищаются теми, кто зарабатывает деньги, теми, кто побеждает, теми, кто всегда на коне. Они – Штольцы из романа Ивана Гончарова «Обломов». Но стоит ли ради этого продавать самое дорогое, что есть у человека – собственную Душу?
Почему мы любим Машу, почему она нам родная и близкая, несмотря на то, что живёт и тренируется в США? Да потому, что она русская в душе, что она никогда не променяет погремушки бессмысленного существования на наполненность творческой жизни. Она ведь в теннис играет от себя, отдавая всю душу, всё своё огромное сердце этой игре. Она любит теннис не за то, что она выигрывает в этом виде спорта, а за то, что она в него ИГРАЕТ. Именно поэтому она способна рискнуть просто так, ради красоты, ради запоминающего момента. Именно поэтому она делает двойные ошибки, идёт на них сознательно. Она ошибается не потому, что просто произошёл технический недочёт, как Вильямс, или потому, что нервничает, а потому, что она знала, что может ошибиться, но только так, на грани, на краю сил способна сотворить шедевр. Великий русский писатель Иван Ефремов в своём самом знаменитом романе «Час быка» писал: «Высшее счастье человека всегда на краю его сил!» И победы Маши – это всегда победы на краю, это победы в борьбе, это победы канатоходца, идущего по тонкому канату над пропастью. Снилось ли это когда-нибудь Сирене? Она может об этом только мечтать.
Многие пишут: сравните, как тренируется Мария, и как Сирена! В этом причина её побед. Да, наверное, в этом, так же, как и причина превосходства Штольца над Обломовым. Но в чём, задам я вам вопрос? Во внешнем лоске, наносном, поверхностном? Нет глубины, нет буйства красок, нет тепла. Точность, чёткость и ледяной холод, как у автомата. Дело Сирены, как она играет, и я ни в коем случае не хочу сказать, что она не заслуживает тех эпитетов, которыми её награждают комментаторы. Но для того, чтобы понять, почему её в мире любят не так, как Машу, мало просто обижаться на то, что «они сделали ставку на эту беленькую». Причина ведь в другом. Причина не во внешности, рекламных контрактах или конфетах. Причина в том Космосе, той Вселенной, которая находится внутри каждого по настоящему РУССКОГО человека, которым является и Шарапова.
В своё время в шахматах было противостояние двух гениев игры, двух мастеров доски и фигур: Пола Морфи и Адольфа Андерсена. Они оба играли блестяще, превосходно, незабываемо. Оба творили на шахматной доске, оба подарили миру огромное количества шедевров и партий, в которых они могли бы выиграть технично, уверенно и сухо, но вместо этого шли на риск, опровергаемый современным компьютерным анализом, и выигрывали так КРАСИВО, настолько РАДУЖНО, что просто захватывало дух.
И я мечтаю о том, что Сирена перестанет быть автоматом, перестанет быть компьютером, перестанет быть бездушной и наконец сыграет так, что ей станут восхищаться с той же силой, как Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года.
Пока же, наблюдая за пустыми и бездушными победами Сирены, мы можем сказать спасибо Маше за то, что она есть у нас, а мы есть у неё. И, что бы не произошло, как бы она не играла, самое главное, что у неё есть тот самый РУССКИЙ ДУХ, который позволяет переплывать океаны, перепрыгивать горы и летать выше облаков!
Крепкий хозяйственник – так называли в двухтысячные новое поколение политиков, которые, в отличие от одиозных персонажей 90-ых, умели не только красиво говорить и кормить народ сказками о «саморегулируемом капитализме», но реально работали, день за днем, непосредственно на местах. Пусть они не были яркими и запоминающимися, но своё дело знали исправно.
После словенского кошмара и неудачи на Евро 2012 российские футбольные власти решили сменить вектор развития и назначить на пост главного тренера не мечтателя и апологета атакующего футбола, а практика и реалиста, который не ставит в состав за былые заслуги. Который учитывает практику в клубах. Для которого главным является готовность на данный момент, а не потенциал игрока. Толстых и Мутко выбрали Капелло.
Дон Фабио – тренер-консерватор. Консерватизм этот не в одинаковой тактике, расстановке на поле, или в ставке на проверенных игроков. В этом плане гораздо большим консерватором был Дик Адвокат. Однако Дик верил в красивый футбол. Капелло в него не верит. Он его делает. Консерватизм Капелло в правильной организации.
Да, он всегда говорит игрокам, чтобы они импровизировали на поле. Да, он не приверженец чистого «катеначчо», и любит атаку. Да, он не такой диктатор, как, например, Бердыев, и позволяет футболистам многое.
Но он всегда стоит на земле. Он не витает в облаках. Он не будет выпускать неготового Павлюченко, надеясь на его «спящий гигантизм», или возрастного Аршавина, который способен вспомнить молодость.
Это не в традициях Капелло. У него другие тренерские принципы. Он убрал с поля Кержакова в матче с Алжиром на Чемпионате мира в прошлом году. Убрал потому, что тот несколько минут подряд не мог зацепиться за мяч. Но ведь мог же Кержаков, останься на поле, поймать мяч на ногу один раз и выстрелить? Мог. Был такой шанс. Один из тысячи. Но он был.
Он не поставил Дзагоева в матче с Австрией в минувшее воскресенье, объясняя это тем, что Алан плохо провёл товарищескую игру с Белоруссией. Предпочёл лидеру армейцев Олега Иванова. Да, это действительно так – Дзагоев плохо сыграл неделю назад. Но ведь потенциал его на порядок выше, да и возраст меньше, чем у Иванова. Алан способен раскрыться и сыграть так, как никто больше. Причём сделать это совершенно неожиданно для всех, даже для самого себя. Но Фабио не любит рисковать. Капелло не умеет поставить всё на кон. Журавлю в небе он предпочитает синицу в руках.
Когда легенда итальянского тренерского дела возглавил сборную России, он действительно был нам нужен. Как крепкий хозяйственник, он подладил механизм, который и так работал. Смазал детали, улучшил дисциплину. Убрал из сборной Аршавина (что было весьма спорно, но по крайней мере в отборе сработало). Заставил Широкова забыть про твиттер. Сборная обыграла сильную Португалию, полностью нейтрализовав Роналду. Команда вышла на Чемпионат мира. Команда добилась относительного успеха на общепланетарном уровне впервые за 12 лет. И вот тут-то и начались проблемы.
То, что хорошо в будни, не подходит в праздники. То, что позволяет добиваться результата в обычные дни, не работает, когда нужно максимальное напряжение сил и способность вытаскивать себя за волосы из болота.
Сборной не хватало ярких игроков, харизматичных личностей. Да, много работяг, много трудяг, самоотверженных, отдающих все силы на поле. Но нет звёзд. Нет тех, кто ленив, кто может простоять весь матч, но потом за минуту соорудить гол. Кто способен за мгновение преобразиться и превратиться из пустого места в гения. Всё средне, всё правильно, всё одинаково. Обыватель не поймает жар-птицу за хвост. Обыватель не сядет на конька-горбунька. Это может сделать только Иван-Дурак.
Оба матча Австрии мы проиграли глупо. Что в гостях, что дома пропустили нелепые голы. Нельзя сказать, что они вытекали из логики игры, что наша команда в чём-то на порядок уступала сопернику. Нет, этого не было. Более того, сборная России провела несколько изящных атак, несколько раз интересно разыгрывала штрафные, Широков остроумно выводил на удар нападающих. Но вот незадача – тот, кто является хорошим исполнителем, не может быть творцом. Одного Широкова, к тому же слишком воспитанного теперь, мало. Нужны новые Аршавины, Павлюченко, нужны новые по-хорошему пофигисты. Потому что только пофигист способен расслабиться и поставить всех на уши. Только пофигист может сесть верхом на медведя. Только пофигист сможет перепрыгнуть через пропасть. Причём сделать это так легко, как будто перепрыгивает лужу.
Между Капелло и игроками нет «химии». Он всех уважает, все уважают его. Но между тренером и подопечными барьер. Забор. Стена. Каждый сам по себе, но при этом создается видимость команды. Как в муравейнике. Как в пчелином улье. Единообразие, а не единство. Одинаковость, а не схожесть.
Да, Хиддинк был мечтателем, Гус был романтиком футбола. Он предпочитал звезду на небе, а не кусок хлеба на столе. Да, он вальяжен, да, он любит красиво жить, любит вкусно кушать и сладко отдыхать. Да, порой он приукрашивает действительность и перехваливает игроков. Но именно это позволяет ему вдохновить футболистов на подвиги, сподвигнуть на покорения вершин, заставить выйти за пределы своих возможностей. Он Творец, и в этом его Сила.
Ситуация в этом отборочном цикле напоминает то, что уже было осенью 1998, осенью 2003. Бышовец пробыл на посту тренера три проигранных матча, Газзаев чуть подольше. Нельзя сказать, что сборная при этих специалистах не боролась, не старалась, не играла. Если вспомнить, то Бышовец проиграл Украине, но 3:2 в борьбе, Франции, но 3:2 в борьбе, и даже злосчастное поражение от Исландии не было безнадёжным. Но отсутствовала связь. Связь между наставником и подопечными. Тонкое духовное чувство, благодаря которому одиннадцать игроков становятся живым существом, дышащим, горячим и летящим. Единым целым, которое не разорвать и не разобрать на составляющие. Пылающим драконом футбола.
Я думаю, что Капелло и сам всё понимает. К нему нет претензий как к тренеру, как к специалисту. Ему стоит сказать спасибо и поблагодарить за работу. Он был нужен на определённом этапе, и он добросовестно исполнил своё предназначение. Но история движется по спирали, и нам снова нужен тренер, способный броситься в бездну. Кинуться в омут. Отправиться туда – не знаю куда, за тем – не знаю чем.
На новом витке развития нужен Пламенный Лидер. Данко, способный вытащить из груди сердце, и заставить мурашки бежать по коже. Нужны новые эмоции, нужна встряска для игроков.
Спасибо, Фабио, и прощай. Мы всегда будем помнить о тебе с благодарностью. Мы всегда будем тебя уважать. Но впереди – новая, неизведанная дорога. Впереди – Неизвестность.
Прогуливаясь по парку, попадали ли вы в ситуацию, когда внезапно начинался шторм? Вы идёте, наслаждаетесь красотами, зелёными листочками на деревьях, яркой и свежей травой, и вдруг вас буквально сбивает с ног, вы не можете устоять, и вынуждены цепляться за всё попадающееся под руки, чтобы не улететь? Происходит это так быстро и так неожиданно, что поделать ничего не можешь, и противостоять этой неудержимой, неукротимой силе не в ваших силах?
Станислас Вавринка долго шёл к своему триумфу. Сначала он был всего лишь начинающим, никому не известным теннисистом, хотя и обладающим большим потенциалом, о чём неоднократно говорил его швейцарский коллега, легенда мирового тенниса Роджер Федерер. Потом он был середняком, не умеющим справлять с нервами и мощью своих ударов.
Помню, как в 2008, в возрасте 23 лет, он встречался в 1/8 финала с незабываемым Маратом Сафиным. У россиянина тогда был последний всплеск успешной карьеры, при нём оставалась его мощь, но добавился опыт, он заматерел и больше не боялся никого. Да, не было уже того азарта и того желания победить, но Марат был красив и уверен в себе, в своём теннисе. Он выиграл у Вавринки без особых проблем, хотя швейцарец уже тогда удивительно легко наносил свои поражающие соперников удары. Вот только Марат сумел укротить этот ураган, направить его в нужном направлении, мимо корта. И Станислас, ломая ракетки и потрясая воздух проклятиями, отстрелял весь матч в аут.
Потом была Олимпиада в Пекине, где Вавринка стал золотым вместе с Роджером. Да, наверное, его заслуга в этой медали гораздо меньше, чем великого швейцарца, да, Федерер был лидером в этой паре. Но уже тогда он стал по капельке собирать этот победный опыт, собирать для того, чтобы стать свободным, для того, чтобы стать неистощимым и свежим, как ветер.
Все следующие несколько лет он постоянно останавливался на полпути. Проигрывал в четвёртом, третьем, втором круге, бывало, что и на старте турниров. Успехи чередовались с провалами. Время ещё не пришло. Швейцарец не обрёл ещё внутреннего покоя, позволяющего стать непобедимым, позволяющего сметать всё на своём пути. Не обрёл ещё широты, свободы, размаха.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Так писал русский поэт Максимилиан Волошин в стихотворении «Дом поэта». Вавринка – именно такой. Он долго шёл к своей цели, он упорно ковал себя. И, вот, наконец, настал момент взлёта, Станислас запрыгнул на вершину и гордо посмотрел вниз.
Первый матч, в котором рождался новый Стэн, случился в четвёртом круге Австралии-2013. Ничего не предвещало неожиданностей, и всем казалось, что непобедимый Новак легко сломит сопротивление мягкотелого Вавринки. Но не тут-то было! Жгучее дыхание швейцарской игры заставило Джоковича включить защиту на полную мощь, превратиться в лёд, в камень, в китайскую стену, и только собрав в кулак всю свою волю и включив полные обороты, он смог остановить Станисласа, хотя был на волоске от потери опоры под ногами. Вавринка расстроился, но не расслабился. Вавринка не только познал горечь поражения, но и почувствовал едва уловимый вкус победы. Он засел за теннисные уроки. Он штудировал энциклопедию форхенда, смэша и подачи. И в следующем году он сдал этот экзамен! Он обыграл непобедимого теннисиста, он обыграл идеального игрока, он обыграл того, кого, казалось, невозможно было обыграть. Он обыграл Джоковича. Но это было ещё не всё. Впереди был неудобный Надаль, которому швейцарец проигрывал всегда, с непробиваемостью которого не мог справиться ни разу в своей карьере, не мог выиграть ни одного сета.
Однако с самого начала матча происходило что-то невообразимое. Испанец не был похож на самого себя, и причиной этого была вовсе не травма, на которую он пытался ссылаться, и не плохое самочувствие. Причиной всего была мощь, но вместе с тем лёгкость, скорость, но вместе с тем точность, идеальная техника, но вместе с тем и свобода движений. Причиной была игра Вавринки, причиной был град его ударов, причиной был мяч, за полётом которого не уследишь. Причиной был швейцарский ураган, который невозможно было остановить, который нельзя было укротить, который сметал всё, вычищая корт и соперников на своём пути.
Вавринку можно обыграть, Стэна можно победить. Но шторм сломить нельзя. Ураган нельзя остановить.
Все ждали первого места от первой ракетки мира на этом Ролан Гаррос 2015 года. Все думали, что безупречно точный, невероятно искусный и просто идеальный Новак Джокович, разделавший под орех Надаля в четвертьфинале, без труда решит задачку под названием Станислас Вавринка. Но нельзя разгадать бесконечность. Нельзя понять беспредельность. Нельзя проникнуть в саму суть мироздания, оно всегда будет недоступно и неподвластно самому изощрённому уму, самому продвинутому искусственному интеллекту.
Новак бил сильно, но Стэн еще сильнее. Новак бил близко к линиям, но Стэн в сами линии. Новак изящно закручивал мяч, но Стэн превращал мяч в горящий, вертящийся и ослепляющий факел. Новак очень хотел победить, Стэн просто хотел ИГРАТЬ.
Потому что нельзя устоять перед ураганом. Потому что нельзя одолеть невозможное. Потому что тот, кто обрёл внутренний покой, не думает о титулах, не думает о Кубках и Больших Шлемах. Он просто ЖИВЁТ и дышит ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ. Он спокоен, и в этом его сила. Но также он полон эмоций, и в этом сила ещё больше. Да, он никогда не выиграет 5 Уимблдонов или 10 Ролан Гарросов. Но всё же как прекрасна его игра!
Наблюдая в очередной раз, как Джокович гоняет Надаля по корту, я долго думал над тем, какое прозвище подходит испанцу – многократному победителю Открытого Чемпионата Франции. И вдруг, совершенно неожиданно для меня – это было как наитие, как знамение свыше – пришло на ум следующее: «выдающаяся посредственность».
Новак наконец-то выиграл. Да, это было прекрасно, это было великолепно, это было восхитительно. Это было сверхуверенно и закономерно. Сербский теннисист показал космический уровень игры, и Надаль, как бы не бегал за мячами, и сколько бы кубометров воды из него не вылилось, не мог сделать ничего. В чем же причина?
Чем славятся хорошие исполнители, хорошие работники? Точностью, скрупулёзностью, готовностью идеально выполнять приказы. Они делают всё так, как надо, но никогда не выходят за рамки своих возможностей, за пределы своих умений.
Кто такой ремесленник, а кто такой Мастер? Ремесленник умеет прекрасно делать табуретки. Он делает их друг за другом, делает одну за другой, делает одной левой и не глядя. Табуретки выходят чистенькие, ровненькие и без единого сучка, но какие-то все очень одинаковые, неприметные, стандартные.
Что делает Мастер? Он, безусловно, умеет делать табуретки, но он не считает это своё умение чем-то выдающимся, он понимает, что это – техника, и не более того. Что это – всего лишь навык, ради которого не стоит жить, ради которого не стоит умирать. Навык, который необходим любому Мастеру, но всего лишь как маленький аспект, ничтожная часть его таланта.
Мастер ТВОРИТ. Всю жизнь он пытается создать Буратино. Часто это не получается, часто всё валится из рук, часто Мастер злится на себя, бросает полено в стену, ломает его об колено.
Но однажды, после многочасовой непрерывной работы, после неимоверных усилий и на грани физических возможностей он создаёт немного корявого, сучковатого, кривого и косого, но ЖИВОГО Буратино. И в этот момент Мастер может сказать себе: «Всё, я жил не зря!»
Можно за всю жизнь сделать миллиард табуреток, но не стать Мастером. Можно быть идеальным ремесленником, который всегда имеет своего клиента, но никогда не стать Гением.
Выдающаяся посредственность – идеальное прозвище для Рафаэля Надаля, девятикратного победителя Ролан Гарроса. Заслуживает ли этот теннисист уважения? Безусловно. Можно ли считать его Великим. Несомненно. Но вот будет ли он Богом тенниса? Нет.
В своё время «король поэтов», признававшийся таким путём голосования среди футуристов, Игорь Северянин называл «бездарью» Бориса Пастернака. Пастернак – безусловно хороший поэт, замечательный поэт, превосходный поэт, но в яркости, в изящности, в лёгкости слога он не мог превзойти ни Маяковского, ни Северянина.
Такой же и Надаль. Почему в этот раз выиграл Джокович? Да потому, что он САМОСОВЕРШЕНСТВОВАЛСЯ всё это время, то есть занимался тем, чем Надаль не занимался НИКОГДА. Никогда испанец не менял своей игры: как закручивал мячи, так и закручивает, как играл в защите, так и играет, как ждал ошибки соперника, так и ждёт. Просто раньше, в 2012, 2013, 2014 годах Новак психологически никак не мог себя перебороть, во-первых, и не умел так хорошо защищаться, во-вторых.
Ведь сейчас серб бегал за всеми мячами, и переиграл Надаля даже в том, что всегда было его коньком – в защите. Если раньше он атаковал, но Надаль доставал все мячи, переходил в контратаку, и это сбивало Новака, то теперь он умудрялся из контратаки Рафаэля сделать свою контрконтратаку. Он просто блистал на корте, ему нравилось ИГРАТЬ, ему нравилось СОЗИДАТЬ, ему нравилось ВЫДУМЫВАТЬ, а не просто выигрывать, как испанцу. Особенно показательно, как он даже расстроился, когда в одном из розыгрышей Надаль отправил смэш в аут, поскольку, если бы действие было удачным, то оно было бы КРАСИВЫМ, а в итоге всё оказалось испорчено. И для Джоковича важнее было не выиграть очко, а сотворить шедевр, в котором он стал бы соавтором, хотя бы и проиграл. Он понимает, в чём СУТЬ, СОЛЬ И СМЫСЛ ТЕННИСА – в красивой игре, а не в том, чтобы выиграть Ролан Гаррос 10 раз. Он не разрушает то, что создаёт соперник, а сочиняет свою историю на корте. Он – писатель тенниса, а не его критик.
Комментаторы на евроспорте задавались вопросом: почему французская публика не любит Надаля. Не знаю, конечно, почему они этого не понимают, ведь это же так очевидно. Людям нравится смотреть не на результат, не на то, как ремесленнник штампует табуретки на конвейере. Люди хотят видеть что-то ЖИВОЕ, ТЁПЛОЕ И РОДНОЕ, ЧТО-ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СИМПАТИЧНОЕ.
За 10 лет Рафаэль Надаль так этого не понял. Что он никогда не будет занимать в сердцах любителей тенниса то же самое место, которое занимают Марат Сафин, Роджер Федерер, Андре Агасси, Пит Сампрас, Новак Джокович. Что он никогда не станет для них тем, кому они готовы поклоняться, на кого они готовы молиться. Просто потому, что он – не творец. Он – посредственность. Пусть и выдающаяся.
Конечно, читатели данного блога могут обвинить меня в том, что я неуважительно отношусь к легенде мирового тенниса, к человеку, результаты которого на Открытом Чемпионате Франции ещё очень долго или, может быть, даже никогда не сможет перекрыть никто. Но поверьте, главное – не это. Главное – не количество титулов и поднятых Кубков над головой. Главное – создать действительно что-то НОВОЕ, СВЕТЛОЕ, ВОЗДУШНОЕ. Выйти за рамки собственных возможностей, прыгнуть выше головы. В этом – цель жизни. А не в том, чтобы, загнанный как скаковая лошадь, носиться по корту, превращая гениальную картину в испорченное мазнёй полотно. И если Надаль за всю свою карьеру не покажет ничего запоминающегося, он так и останется выдающейся, но серой посредственностью, его никогда не будет любить публика. Точно также, как трудовые будни никогда не станут Праздниками Жизни.
Матч сборной России с командой Черногории натолкнул меня на грустные размышления. За что мы любим футбол? За красивую игру, за изящные комбинации, за накал борьбы. Футбол прекрасен всем этим, но всё чаще и чаще он превращается не в спортивное состязание, а в ожесточённую войну. И это очень печально.
Хотя Володя Стогниенко и говорил после трансляции, что ничего не предвещало беды – нет, предвещало. Обратите внимание, в каком ключе высказывались игроки сборной Черногории, их тренер. Что в России «нет звезд», что команда «в отвратительном состоянии». Что мы их «обязательно обыграем», что будем бороться «до последней капли крови».
К чему всё это? Атмосфера была уже заранее накалена, хотя внешне всё выглядело очень мило и культурно. Но постойте, почему мы должны играть по правилам Черногории? Почему мы должны думать не о том, чтобы быть сильнее соперника тем, чем мы и сильнее – качеством, а уходить в какую-то «битву», «войну»? Этого хотели они, не мы. Они ведь прекрасно понимали, что в спокойном состоянии им не обыграть нашу команду. Просто класс сборной России выше класса игроков Черногории. У нас элементарно лучше поставлена игра. И единственный шанс противника – вывести из себя, спровоцировать, лишить душевного покоя и равновесия.
Это и начали делать с самого начала встречи. И нелепо выглядят оправдания тренера черногорцев, что «команда пострадала от действий людей, никак с ней не связанных». Ну полная же чушь! Они сами этого хотели, они именно с такой целью и вышли на матч – не играть, а биться. Не работать с мячом, а прыгать, толкаться, спорить с судьёй. Накалить эмоции до предела, чтобы умение нивелировалось желанием.
Самое интересное, что у них это не получилось. Наши парни собрались и «горели», но не сгорали в этом пламени. Порадовали многие, и сборная играла неплохо, создали большое количество опасных моментов. Я категорически не согласен с мнением некоторых болельщиков нашего коллектива, которые называли игру «позорной», «не умеют», «всех выгнать» и тому подобное. Наши создавали красоту футбола, наши творили и созидали. Черногорцы не делали этого. Видя прекрасно, что план не срабатывает, так называемые «болельщики» черногорцев продолжали провокации. И матч, в конце концов, отменили, хотя сделать это надо было уже после самого начала встречи.
Вообще, меня поразила реакция делегатов УЕФА на эпизод с попаданием файера в Игоря Акинфеева. Они решили, что «ничего страшного» не произошло, продолжаем играть. И в этом – квинтэссенция философии современной Европы.
Разбили голову футболисту – «ничего страшного, продолжаем играть!» Пилот самолёта оказался психом – «ничего страшного, летим!» На Украине война и убивают людей – «ничего страшного, всё правильно!»
В этом «ничего страшного» - самое ужасное, что только может быть в нашем с вами мире. Великий русский писатель Иван Антонович Ефремов ещё в 1966 году писал: «Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения.
Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?
Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».
Как в воду глядел. Когда господа политики самого высокого ранга на весь мир говорят о том, что «онижедети», надо их простить, когда раз за разом остаются безнаказанными тяжелейшие преступления, когда нарушаются все мыслимые и немыслимые правила, ничего хорошего из этого не выйдет.
Футбол – это игра, дорогие друзья. Игра, зрелище, развлечение. Но это не война. Никакой самый великий матч не ценнее человеческой жизни. Как бы кому-то не хотелось иного.
Этот финал Открытого чемпионата Австралии запомнится многим. Во-первых, в нём в очередной раз встречались две лучшие теннисистки современности: Мария Шарапова и Сирена Вильямс. Во-вторых, это был их второй финал на Австралийском Гранд Слэме за 10 лет. Ну и, в-третьих, пресловутая крыша…
Итак. Всё началось с того, что организаторы турнира, вопреки очевидному любому здравомыслящему человеку, а именно: прогнозу погоды и чёрному пасмурному небу, почему-то предварительно приняли решение о том, что матч будет проводиться с закрытой крышей, а потом, перед самым началом игры, решили её открыть. Зачем это было сделано и кому это было нужно - мне непонятно. Вопиющий дилетантизм, являющийся отражением нашего современного мира.
Мария в этот день выглядела достаточно уверенно, хотя и проиграла первый гейм на своей подаче, что, впрочем, ни для кого не явилось новостью. Шарапова часто долго входит в игру и осваивается на корте. Второй гейм, в котором первой вводила мяч в игру Вильямс, Маша проиграла, а вот затем началось самое интересное. Все увидели, что Шарапова стала гораздо более уверенно принимать крайне мощные подачи американки, причем даже неудобные для россиянки. Совершив пару уверенных контратак, Маша стала чувствовать себя психологически гораздо лучше, и было видно, что Сирена заволновалась, чего раньше в матчах с Шараповой не было. Более того, наша теннисистка стала держать мячи в длинных розыгрышах, которые преимущественно выигрывала. И вот тут, при счете 3:2 по геймам в пользу американки и счёте 30:30 «внезапно» для организаторов пошёл дождь. Конечно же, предугадать это они ну «никак не могли» или просто не захотели. Конечно, это не оправдание поражения, и для Марии такие помехи не должны доставлять проблем, но факт остается фактом – за время, пока крышу закрывали, настрой, кураж, уверенность у нашей теннисистки пропали, чем незамедлительно воспользовалась Сирена, превратив полный внутренней борьбы гейм в очередное скучно выигранное американкой очко. Затем она выиграла еще один гейм на подаче Марии и благополучно завершила первый сет в свою пользу 6:3.
Здесь многие подумали, что Маша сейчас традиционно сдаст ей вторую партию, и разгромно проиграет. Но не тут-то было! Мария неожиданно уверенно держала свою подачу, причем в таких ситуациях, о которых пару лет назад мы и не мечтали. Например, она отыгрывалась со счета 15:40 на своей подаче, выдавая «на гора» несколько эйсов подряд. Она совершала гораздо меньше двойных ошибок. Она цеплялась на подаче Вильямс, причём не просто случайно зарабатывала брейк-пойнты, а имела ощутимые, осязаемые шансы.
В итоге второй сет завершился тай-брейком, в котором Сирене очень повезло, что при счёте 6:5 в её пользу она подавала. Именно эта мелочь и решила исход матча. Но повторюсь – впервые за долгое время Мария Шарапова вплотную подошла к тому, чтобы выиграть у Сирены Вильямс. В том ли причина, что Вильямс стареет и уже не так быстра и сильна как раньше, в том ли, что Шарапова постоянно совершенствуется в своей игре и стала мастером не только блестящей атаки, но и великолепной защиты, но факт остается фактом – мы с вами на пороге новой Марии, для которой соперников не останется вообще. И Олимпийские игры в Бразилии должны стать её звёздным часом. Потому, что она – русская в душе, потому, что она сильнее Сирены. Сильнее русским духом, а не мышцами и надменностью. Сильнее не потому, что считает себя лучше, а потому, что у неё огромная, беспредельная, безграничная русская душа. Которая может быть такой у любой нации. Русский – это не национальность. Русский – это не принадлежность к определённому государству. Русский – это состояние души.
Ну а тем, кто принял это глупое, идиотское решение – открыть крышу перед началом матча, стоит задуматься, ради кого и ради чего они работают. Ради других, а не ради себя. Ради нас с вами, а не ради рейтингов и денег. Им следует понять, кто они и какое место в мире занимают.
Большой теннис считается одним из самых интеллектуальных видов спорта. Его даже называют «шахматами на корте». Одним из мастеров этой великолепной игры, художником, рисующим мячом с помощью ракетки на различных покрытиях - как Леонардо да Винчи на холстах - безусловно, является Роджер Федерер. Он способен обыграть любого, и не просто обыграть, а показать красивый, атакующий теннис, теннис от себя, теннис изящный и неповторимый. Жертвами блестящей игры швейцарского теннисиста были уже завершившие карьеру Пит Сампрас, Марат Сафин, Андре Агасси и действующие теннисисты Новак Джокович, Энди Маррей и Давид Феррер.
Однако есть теннисист, которого Федерер вот уже давно не может обыграть, и который является злым гением этого великолепного спортсмена. Рафаэль Надаль не уступает Федереру на турнирах Большого шлема с памятного Уимблдона 2007 года, когда Федерер «делал» в сезоне по три победы на Grand Slam. Величайшему теннисисту в истории постоянно чего-то не хватает для побед над своим главным оппонентом. В чем же причина проигрышей? Почему Роджер постоянно уступает Надалю, невзирая на свою форму и форму испанца? Что происходит с Федерером, когда он выходит на корт и видит напротив себя злейшего друга?
Мне кажется, что причина здесь – в понимании, философии игры. Ведь Федерер по-настоящему любит теннис, для него этот вид спорта – не просто работа, а работа любимая, своего рода хобби, к которому относишься как к главному увлечению в жизни. Роджер постоянно самосовершенствуется, и способен достигать высокого уровня игры (заметьте, не результата, а игры) даже в своем уже далеко не молодом возрасте. Что и позволяет ему обыгрывать и Новака Джоковича, и Хуана Мартина Дель Потро, и других ровесников Надаля. Но не испанца. И вот почему.
Для Роджера Федерера нет такого понятия, как защитный теннис, теннис от соперника. Причем не по ситуации, не когда ВЫНУЖДЕН защищаться, а специально, как план игры. Он всегда играет в атаку, играет от себя, любит выходить к сетке и разводить соперника по углам. И причины этого коренятся в детстве. Для швейцарца кумиром был Пит Сампрас, без преувеличения один из величайших теннисистов, который всегда играл в умный теннис, в теннис точный и экономный, в теннис целесообразный. Как в свое время писал русский писатель Иван Ефремов, «красота – это наивысшая целесообразность». Так и выглядит игра Федерера – целесообразной, и в этом ее красота. По сути, при таком стиле ранг соперника по ту сторону сетки не важен – важно, как ты сам действуешь. Но красота игры не всегда подкрепляется результатом, и это как раз и понял Рафаэль Надаль. Причина его стиля - с того времени, как тренер испанца, его дядя Тони переучил двенадцатилетнего мальчика наносить удары правой рукой, считая леворукость преимуществом в игре. Скорее, это нельзя назвать преимуществом, это можно назвать неудобством для противника. Обратите внимание – дядя Надаля учил племянника играть НЕУДОБНО ДЛЯ ОППОНЕНТА. Не навязывать свою волю, не атаковать, а защищаться, ждать ответа соперника, а не рисковать самому. В этом весь Надаль - когда он бьёт, сильно закручивая мяч, в результате удар приобретает сверхнадежность, а мяч попадает в корт даже тогда, когда удар сильный. В этом же его блестящие обводки, когда соперник выходит к сетке. Надаль хорошо защищается, и в этой защите его не пробить, не перебороть, не переломить - но он не творит так, как Федерер, и теннис для него – прежде всего результат. В его матчах не увидишь блеска, широты, мощи, скорости. Он теннисист разрушительного плана, разрушающий игру соперника. Ему проигрывают не потому, что он выбивает с корта, а потому, что ошибаются сами. Практически всегда.
Есть ещё одна особенность выступлений испанца на кортах, которая всегда обращает на себя внимание любителей и специалистов тенниса. Его игра крайне энергозатратна. Тяжелейшая нагрузка ложится на все суставы, особенно колени, когда испанец бегает за каждым мячом, даже теми, которые невозможно достать.
Посмотрите на Надаля во время матчей. С него постоянно капает пот, несмотря на то, что он регулярно пользуется услугами персонала, подающего полотенце. Он играет на пределе, на максимуме практически всегда, он не обладает таким техническим разнообразием, как другие теннисисты, и вынужден компенсировать это физикой.
А теперь взгляните на Федерера. Благодаря врожденному таланту, тому, что он создан для тенниса, даже в самых длительных матчах швейцарец выглядит свежим. Да, наверное, он проигрывает Надалю в физической подготовке, зато не в такой степени, как испанец, подвержен травмам. Его игра экономна, точна и изящна. Наверное, он мог бы играть, как Надаль, играть на результат, играть, ожидая ответа соперника. Но он никогда не будет делать этого – не такой он человек, он знает себе цену и предпочитает честную борьбу, а также способен аплодировать сопернику за блестящую игру. И за это его любят не только родные и коллеги по цеху, но и все мы - простые болельщики, любители тенниса.
Как-то Первый Чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц сказал, что идеальный стиль игры в шахматы – от защиты. Не атакуя, а ожидая атаки соперника, затягивая его в сети позиционной игры и наказывая за ошибки. Раз за разом он обыгрывал своих соперников-шахматистов, и никто не мог оказать ему ни малейшего сопротивления. Пока не появился один игрок, который сражался за доской ярко, активно, зрелищно, который шёл в атаку, не боялся рисковать и выигрывал! Этим игроком был русский Мастер Михаил Чигорин.
Стейниц заметил молодого шахматиста, и вызвал его на матч за корону Чемпиона Мира. И Чигорин с треском проиграл - Стейниц одержал победу со счётом 11½:6½.
Прошло немного времени, Михаил набрался опыта, и вновь скрестил шахматные фигуры с Чемпионом Мира. На этот раз матч проходил ровно, соперники обменивались победами, и после 22 партий Стейниц вёл со счётом +9 −8. В 23-й партии Чигор
... Читать дальше »