Без души
Шарапова снова проиграла Вильямс. Это ужасно обидно, но в то же время понимаешь, что Маша – всё равно лучшая. Как говаривал классик: «Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»
Наблюдая за матчем, я не мог отделаться от ощущения, что Сирена Вильямс – настоящий робот. Сейчас она приобрела необходимый игровой опыт, усовершенствовала передвижения по корту. Она атакует, как Федерер, и защищается, как Надаль. Она перестала нервничать и переживать из-за действий соперниц. Она думает только о своей игре, и сразу забывает о собственных ошибках. Она - непобедима, она – идеал теннисистки, и, пожалуй, даже не откажешь ей в красоте стиля. Но всё же есть одно но.
Она НИКОГДА не станет рисковать только ради риска, ради изящества, ради зрелища. Она рискует тогда, когда нужно, тогда, когда может выиграть. Её стиль – стиль удава, хладнокровно наблюдающего за собственной жертвой. У неё нет игровой философии, кроме одной – победа, победа и только победа!
Она блестяще использует собственные данные: среднего роста, достаточно высокая, чтобы хорошо подавать, но при этом и быстро передвигаться по корту. Мощное телосложение, для того, чтобы сильно бить по мячу и придавать ему высокую скорость, но при этом гибкая и пластичная. Она умело экономит силы во время розыгрышей: не бегает там, где не надо бегать, носится, как угорелая, там, где надо. Она умеет всё, и для полного счастья ей осталось взять «Золотой Большой Шлем» (и не удивлюсь, если она его возьмёт в этом году), выиграв все четыре главных теннисных турнира года плюс Олимпиаду.
Но, задаю я себе один очень интересный вопрос: стоит ли это того? Стоит ли ради победы везде и всегда забывать о творчестве, забывать об искусстве тенниса, забывать об Игре с большой буквы?
Все мы хватаемся за сердце и лезем за валерьянкой, наблюдая сражения Марии на корте. Она может выиграть у любого, и проиграть любому, как, наверное, абсолютное большинство российских спортсменов – уж такие мы по менталитету, по своей сущности, по характеру. Разве любили бы мы сборную России по футболу, если бы она, как Германия, разбирала соперников на болтики и винтики до матча, анализировала и потом выносила? Нет, матчем – идеалом, матчем – вершиной мы считаем матч с голландцами, встречу, в которой наши парни безбашенно атаковали, смеясь в лицо сопернику, где рисковали, надеясь на русский авось, где прыгнули выше головы, хотя грамотный и мудрый тренер наверняка сделал бы ставку на игру от обороны. Но Хиддинк понял загадочную русскую душу, хотя сам же и пострадал от этого.
В своё время, перед ответным матчем со сборной Словении в 2009 году местные СМИ писали о том, что в русском характере заложено страдать – о страдании пишут и Толстой, и Достоевский, и другие отечественные писатели и поэты. И поэтому словенцы были уверены в своей победе – ведь они НЕ ТАКИЕ. Они готовы выгрызть глотку, сделать всё ради победы, ради результата. Наши же парни страдали, мучались и проиграли. Страдает и Маша.
Но неужели результат, неужели выигранное очко или проход дальше по турниру важнее самой жизни, важнее дела, которым занимаешься и которое любишь? Неужели в футбол, хоккей или теннис нужно играть только ради того, чтобы выигрывать, а не чтобы наслаждаться самим процессом, который, собственно, и есть самое нутро, суть этих видов спорта? Неужели если ты не выигрываешь всех у вся, то ты - лузер и неудачник, и главное - это "навязать борьбу сопернику", а не играть так, как хочется тебе, и никому больше?
Американцы хорошо научились достигать своих целей – в этом они профи, в этом они безукоризненны и безупречны. Нация людей, которые приехали в Новый Мир для того, чтобы зажить в нём по новому, прежде всего с точки зрения Успеха. Успех возводится во главу угла, Успехом меряют всё и вся, Успех сопровождает американца по жизни. Они восхищаются теми, кто зарабатывает деньги, теми, кто побеждает, теми, кто всегда на коне. Они – Штольцы из романа Ивана Гончарова «Обломов». Но стоит ли ради этого продавать самое дорогое, что есть у человека – собственную Душу?
Почему мы любим Машу, почему она нам родная и близкая, несмотря на то, что живёт и тренируется в США? Да потому, что она русская в душе, что она никогда не променяет погремушки бессмысленного существования на наполненность творческой жизни. Она ведь в теннис играет от себя, отдавая всю душу, всё своё огромное сердце этой игре. Она любит теннис не за то, что она выигрывает в этом виде спорта, а за то, что она в него ИГРАЕТ. Именно поэтому она способна рискнуть просто так, ради красоты, ради запоминающего момента. Именно поэтому она делает двойные ошибки, идёт на них сознательно. Она ошибается не потому, что просто произошёл технический недочёт, как Вильямс, или потому, что нервничает, а потому, что она знала, что может ошибиться, но только так, на грани, на краю сил способна сотворить шедевр. Великий русский писатель Иван Ефремов в своём самом знаменитом романе «Час быка» писал: «Высшее счастье человека всегда на краю его сил!» И победы Маши – это всегда победы на краю, это победы в борьбе, это победы канатоходца, идущего по тонкому канату над пропастью. Снилось ли это когда-нибудь Сирене? Она может об этом только мечтать.
Многие пишут: сравните, как тренируется Мария, и как Сирена! В этом причина её побед. Да, наверное, в этом, так же, как и причина превосходства Штольца над Обломовым. Но в чём, задам я вам вопрос? Во внешнем лоске, наносном, поверхностном? Нет глубины, нет буйства красок, нет тепла. Точность, чёткость и ледяной холод, как у автомата. Дело Сирены, как она играет, и я ни в коем случае не хочу сказать, что она не заслуживает тех эпитетов, которыми её награждают комментаторы. Но для того, чтобы понять, почему её в мире любят не так, как Машу, мало просто обижаться на то, что «они сделали ставку на эту беленькую». Причина ведь в другом. Причина не во внешности, рекламных контрактах или конфетах. Причина в том Космосе, той Вселенной, которая находится внутри каждого по настоящему РУССКОГО человека, которым является и Шарапова.
В своё время в шахматах было противостояние двух гениев игры, двух мастеров доски и фигур: Пола Морфи и Адольфа Андерсена. Они оба играли блестяще, превосходно, незабываемо. Оба творили на шахматной доске, оба подарили миру огромное количества шедевров и партий, в которых они могли бы выиграть технично, уверенно и сухо, но вместо этого шли на риск, опровергаемый современным компьютерным анализом, и выигрывали так КРАСИВО, настолько РАДУЖНО, что просто захватывало дух.
И я мечтаю о том, что Сирена перестанет быть автоматом, перестанет быть компьютером, перестанет быть бездушной и наконец сыграет так, что ей станут восхищаться с той же силой, как Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года.
Пока же, наблюдая за пустыми и бездушными победами Сирены, мы можем сказать спасибо Маше за то, что она есть у нас, а мы есть у неё. И, что бы не произошло, как бы она не играла, самое главное, что у неё есть тот самый РУССКИЙ ДУХ, который позволяет переплывать океаны, перепрыгивать горы и летать выше облаков!
|