Матч сборной России с командой Черногории натолкнул меня на грустные размышления. За что мы любим футбол? За красивую игру, за изящные комбинации, за накал борьбы. Футбол прекрасен всем этим, но всё чаще и чаще он превращается не в спортивное состязание, а в ожесточённую войну. И это очень печально.
Хотя Володя Стогниенко и говорил после трансляции, что ничего не предвещало беды – нет, предвещало. Обратите внимание, в каком ключе высказывались игроки сборной Черногории, их тренер. Что в России «нет звезд», что команда «в отвратительном состоянии». Что мы их «обязательно обыграем», что будем бороться «до последней капли крови».
К чему всё это? Атмосфера была уже заранее накалена, хотя внешне всё выглядело очень мило и культурно. Но постойте, почему мы должны играть по правилам Черногории? Почему мы должны думать не о том, чтобы быть сильнее соперника тем, чем мы и сильнее – качеством, а уходить в какую-то «битву», «войну»? Этого хотели они, не мы. Они ведь прекрасно понимали, что в спокойном состоянии им не обыграть нашу команду. Просто класс сборной России выше класса игроков Черногории. У нас элементарно лучше поставлена игра. И единственный шанс противника – вывести из себя, спровоцировать, лишить душевного покоя и равновесия.
Это и начали делать с самого начала встречи. И нелепо выглядят оправдания тренера черногорцев, что «команда пострадала от действий людей, никак с ней не связанных». Ну полная же чушь! Они сами этого хотели, они именно с такой целью и вышли на матч – не играть, а биться. Не работать с мячом, а прыгать, толкаться, спорить с судьёй. Накалить эмоции до предела, чтобы умение нивелировалось желанием.
Самое интересное, что у них это не получилось. Наши парни собрались и «горели», но не сгорали в этом пламени. Порадовали многие, и сборная играла неплохо, создали большое количество опасных моментов. Я категорически не согласен с мнением некоторых болельщиков нашего коллектива, которые называли игру «позорной», «не умеют», «всех выгнать» и тому подобное. Наши создавали красоту футбола, наши творили и созидали. Черногорцы не делали этого. Видя прекрасно, что план не срабатывает, так называемые «болельщики» черногорцев продолжали провокации. И матч, в конце концов, отменили, хотя сделать это надо было уже после самого начала встречи.
Вообще, меня поразила реакция делегатов УЕФА на эпизод с попаданием файера в Игоря Акинфеева. Они решили, что «ничего страшного» не произошло, продолжаем играть. И в этом – квинтэссенция философии современной Европы.
Разбили голову футболисту – «ничего страшного, продолжаем играть!» Пилот самолёта оказался психом – «ничего страшного, летим!» На Украине война и убивают людей – «ничего страшного, всё правильно!»
В этом «ничего страшного» - самое ужасное, что только может быть в нашем с вами мире. Великий русский писатель Иван Антонович Ефремов ещё в 1966 году писал: «Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения.
Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?
Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».
Как в воду глядел. Когда господа политики самого высокого ранга на весь мир говорят о том, что «онижедети», надо их простить, когда раз за разом остаются безнаказанными тяжелейшие преступления, когда нарушаются все мыслимые и немыслимые правила, ничего хорошего из этого не выйдет.
Футбол – это игра, дорогие друзья. Игра, зрелище, развлечение. Но это не война. Никакой самый великий матч не ценнее человеческой жизни. Как бы кому-то не хотелось иного.
|